Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 09:51

МБУ «ОЦППМСП» 
Залегощенского района 
Орловской области

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Тревожность в младшем школьном возрасте
[ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] 14.10.2014, 11:00

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

 «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

 Залегощенского района Орловской области

________________________________________________________________

303560,пгт. Залегощь, ул.М.Горького,26

тел/факс(48648) 2-26-94

Тревожность, как фактор, влияющий на учебную деятельность ребенка.

(материал  для учителей начальных классов)

 

Шемберёва Кристина Владимировна –социальный педагог

 

       Наблюдая за учащимися начальной школы, беседуя с учителями и родителями, я обратила внимание на появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных учащихся. Возможно, это связано с занятостью родителей, активной трансляцией по телевидению сцен насилия, нестабильностью и опасностями современной жизни: теракты, войны, катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация. 
       Младший школьный возраст относится к аффективному возрастному этапу для формирования личности. Если в этом возрасте ребенок перенесет психическую травму, серьезную болезнь, либо будет находится в ситуации постоянного нервно-психического напряжения в школе или дома – у него может произойти задержка развития на этапе аффективного формирования, и в дальнейшем в структуре личности сохранятся, а затем проявляться время от времени такие черты, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, неуверенность в себе и другие заострения эмоциональных и поведенческих свойств. Эти черты характера могут не только затруднять адаптацию ребенка к социуму, но и повлиять на успешность обучения.

      С поступлением в школу внутренний мир ребенка меняется. Ведущим становится мотив должествования, хотя мотив желания еще очень силен у многих. Конфликт мотивов «хочу – надо» может вызвать у ребенка как тяжелые внутриличностные конфликты, болезненные эмоции, страхи так и проявления агрессии. Этот конфликт может изменить личность ребенка.

     Тревожность выступает как механизм, разрушающий  комфортное состояние человека, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах.  Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

     По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или ситуативно

проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

     Тревожность, как устойчивое состояние препятствует ясности мысли, эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности. Но чтобы она сформировалась, человек должен накопить багаж неудачных способов преодоления тревоги. Причиной тревоги может быть все, что нарушает у ребенка чувство уверенности, надежности взаимоотношения с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность наполненная конфликтами.

      Авторы книги "Эмоциональная устойчивость школьника" Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

 1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей. 

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

       Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

4. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

5.Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

   Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени.

Незначительная тревога действует мобилизующее к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть “эмоционально калечащим” и привести к отчаянию.

Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой целью используются различные защитные механизмы.

 Дезорганизующие влияние эмоций: ( Э.Гельгорн, А.Свядош).

1.     Умеренные величины эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, тогда как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. Они дезорганизуют не только воображение, память, мышление, но и само эмоциональное поведение. Эмоции связаны с интеллектуальными волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами. Такие эмоциональные состояния, как тревожность и фрустрированность влияют на продуктивность учебной деятельности. Высокий уровень тревожности является одной из причин «хронической не успешности» учащихся.

2.     Повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная неустойчивость настроения, являются одним их факторов школьных трудностей.

   Тревога свойственна каждому человеку, но незначительная тревога ведет к достижению цели, потому что является мобилизующим фактором, а сильное чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянью

Тревожных детей можно разделить по двум показателям:

      Робкий, скованность в движениях, неловкость, голос почти беззвучен. Кажется, что он ожидает каких-то неприятностей. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

       Беспокойный, агрессивный, пугливый – это эмоциональное состояние выражается в связи с  неудовлетворением их притязаний на успех. Такое эмоциональное состояние наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть “самыми лучшими” учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для  реализации своих притязаний не имели (Неймарк, 1963).

     Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

      От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

Но не нужно забывать, что ребенок находиться под влиянием взрослых, поэтому родителям и педагогам обязательно нужно знать признаки тревожного ребенка.

                     Признаки тревожного ребенка.

1.Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. Сильно потеет, когда волнуется.
11. Не обладает хорошим аппетитом
12. Пуглив, многое вызывает у него страх.
13. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
14. Часто не может сдержать слезы.
15. Плохо переносит ожидание.
16. Не любит браться за новое дело.
17. Не уверен в себе, в своих силах.
18. Боится сталкиваться с трудностями.

19. Боится выступать перед публикой, особенно у доски.

     Если у ребенка отмечается более пяти подобных признаков, то можно говорить о повышенной  тревожности.

     Рисунки тревожных детей.

      Рисунки тревожных детей имеют много зачерченных пятен или, напротив слишком прозрачны, незаметны. Люди, нарисованные тревожным ребенком, часто имеют большие черные заштрихованные глаза. Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа. Создавая свои рисунки, они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что нарисованные линии. Позы нарисованных людей, как правило, статичны и однотипны. Все как будто замерли и все ждут чего-то.

      Помочь справится с тревожностью ребенку, могут взрослые окружающие его.

      Известный психолог А.Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе.

 - Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

-  Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать все элементы задания.

-  Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решать конкретную задачу, а отсутствие у себя всяких способностей.

-  На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчать или отвечают наугад, давая, в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем насколько хорошо он знает урок.

-  При указании тревожному школьнику на его ошибки странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает как можно и нужно себя вести.

 

    Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

- Повышение самооценки. Чаще хвалить ребенка. Не сравнивать его с другими детьми.

- Обучение детей управлять своим поведением. Проговорить с ребенком трудные для него ситуации и находить способы выхода из них.

- Снятие мышечного напряжения.

- Обучение коммуникативным навыкам.

 

Рекомендации для учителей по работе с тревожными детьми.

    В отношении тревожных детей можно использовать специальные оценки. На какой – то период времени оценивать только  успешную деятельность ребенка, пока у него не появиться уверенность в себе. Следующий момент – это ответ ребенка у доски. Тревожным детям гораздо легче отвечать с места, а ответ у доски является большим испытанием. Поэтому некоторое время ребенка лучше спрашивать с места для более эффективного ответа. При этом естественно большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал себя, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстников, он понимает, что может, чего не может и чему должен еще научиться.

     Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире – к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребенком , прежде всего как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение помогает снять ориентацию только на результат.

    Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительные, не требует значительных усилий, легко переходят от одного к другому.

-  Повышенная значимость требований школы, ведущая к дезорганизации деятельности детей, их поведения, сильной напряженности снимается посредствам приема «школа клоунов» дети читают или им читают отрывки из одноименной книги Э.Успенского, рассказывают о каких-то правилах этой школы, придумывают уроки, отметки (учитель принимает во всем самое активное участие). При этом каждый ребенок должен что-то показывать или рассказывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «школы клоунов» будет выполнятся и оно включается в ход учебно-игровых  занятий, что способствует помимо прочего и развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо – плохо», снять восприятие правил, как категорических требований, а с другой – помочь детям осознать, для чего нужны эти правила. Другими словами применяется прием  «отстранения». Дети начинают понимать, что требования, правила относительные и вместе с тем необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления импульсивного стремления всегда и во всем действовать по правилам.

- Не менее важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, как одного из центральных мотивов учения, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «неполноценностью».  Для развития указанных мотивов следует акцентировать соответствующие моменты в содержательной оценке и использовать ряд приемов. Суть одного из них состоит в следующем: Если ребенок отказывается выполнять какое-либо задание, говоря, что он наверняка с ним не справится, учитель просит его представить другого ребенка, который знает намного меньше, чем он и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить), и изобразить такого ребенка. Затем просит представить и изобразить ребенка, который сумеет справиться с заданием.  При этом дети обычно убеждаются, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться дальше. Ребенок кладет кисти рук на открытые ладони взрослого, и весь класс произносит «волшебное заклинание»: «Я НЕ МОГУ» - и каждый по очереди говорит, что ему трудно; «Я МОГУ» - дети по очереди говорят, что они могут сделать; «Я СУМЕЮ» - каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит все усилия. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается только, что каждый чего-то не умеет, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед.

      Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Можно сказать, что данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей. Таким образом, необходимость оказания  помощи и поддержки таким детям.  А помочь ему могут только окружающие  их взрослые. А кто самый близкий взрослый для ребенка младшего школьного возраста? – родители и учитель.  Поэтому именно учитель может заметить  тревожного ребенка и помочь.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ромашка
Просмотров: 864 | Загрузок: 20 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz